Пикирующий бомбардировщик фирмы «Юнкерс» Ju.87, сокращенно именуемый «Штука», от полного названия Sturzkampfflugzeuge, начал Вторую Мировую войну в Польше, и затем сражался во всех компаниях Вермахта, прокладывая дорогу немецким танкам и пехоте, в Норвегии, Бельгии, Франции, на Балканах. Самолёт успешно подавлял цели, как на поле боя, уничтожая бронетехнику, огневые точки, позиции артиллерии, так и в тылу, нанося удары по аэродромам, штабам, складам, мостам, колоннам войск на марше. С первых же дней, пикировщики успешно действовали по морским целям, начав с польским кораблей, и продолжив английскими в Дюнкерке, а затем и на Средиземном море.
Однако, кроме первых же успехов, сразу же появились и первые неудачи. «Штуки» несли потери от зенитного огня и истребителей, даже совершенно устаревших. В тех странах, где не было современной и многочисленной авиации, таких как Польша, Норвегия, Греция, это было не так заметно. Но, когда Люфтваффе столкнулось с французской и, особенно, английской, авиацией, потери среди Ju.87 стали слишком велики. Даже сопровождение истребителями не спасало.
Но все успехи первых лет Второй Мировой войны для Вермахта были лишь прологом. Легкая прогулка закончилась летом 1941 года.
Для войны с Советским Союзом германское командование сосредоточило всё, что смогли собрать. Основной удар наносили танковые группы и их должна была поддерживать авиация, в первую очередь пикирующие бомбардировщики Ju.87. О чем моё поколение знало ещё с детства.
Вот как красочно это описали авторы книги Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»:
Против Западного фронта действовали войска группы «Центр», куда входили две полевые армии и две танковые группы. Группу армий «Центр» поддерживал 2-й воздушный флот, в составе которого был целый корпус пикирующих бомбардировщиков. Войска этой группы были хорошо оснащены артиллерией, моторизованными, инженерно-строительными частями и сильной вспомогательной техникой.
Каков все-таки русский язык. Как много можно достичь, грамотно строя фразы. Не знаю, как у кого, но у меня смысл этой фразы в детстве складывался так: у Люфтваффе было множество пикирующих бомбардировщиков, а во 2-м Воздушном флоте их было так много, что были не просто эскадры пикировщиков, а их объединили даже в корпус.
Сейчас, когда не просто посчитаны все самолеты, а известны и фамилии пилотов, и серийные номера машин, мы можем более подробно рассмотреть участие «Штук» в операции «Барбаросса» и после.
Все пикирующие бомбардировщики Ju.87 на Восточном фронте были сосредоточены во 2-м Воздушном флоте (Luftflotte 2) в составе трёх эскадр. В упомянутом 8-м корпусе было две эскадры, в которых имелся 91 исправный пикировщик. Ещё одна эскадра была во 2-м корпусе этого же воздушного флота и там было 87 исправных машин.
Впрочем, 21-го июня 1941 года не все «Штуки» были собраны в составе 2-го Воздушного флота. Были они на дальнем севере и на жарком юге.
В Норвегии имелось 39 исправных бомбардировщиков Ju.87R. И на Средиземноморском театре военных действий было ещё 37 исправных Ju.87R. Вот и всё.
Начиная с 22-го июня «Штуки» вместе со всеми прочими самолетами Люфтваффе включились в работу. Они наносили удары по аэродромам, узлам обороны, пробивая дорогу сухопутным войскам. Действовали эскадры пикировщиков сначала в интересах группа армией «Центр», но в конце лета весь 8-й авиакорпус переброшен на ленинградское направление. «Штуки» наносили удары по главной базе флота Балтийского флота — Кронштадту и успешно работали по кораблям. Бомбардировщиками Ju-87 был поврежден линкор «Марат», потоплен лидер эсминцев «Минск», тральщик и подводная лодка.
Потом «Штуки» действовали на Украине, в Крыму и под Ростовом-на-Дону. Снова пикировщики отличились в атаках против кораблей, тяжело повредив крейсер «Червона Украина», который затонул на следующий день.
Почти все эскадры пикировщиков принимали участие в наступлении на Москву.
В 41-м году «Штуки» снова оказали огромную помощь сухопутным войскам, но заплатили за это немалую цену — к концу года было потеряно 394 машины, больше, чем имелось на начало операции.
В 42-м году эскадры пикировщиков начинают перевооружать новой модификацией «Штуки» — Ju.87D. Новая «Дора» (так называли модификацию “D”) уже была переходной моделью от бомбардировщика к штурмовику. На самолёт установили бронеплиты, защищающие экипаж, поставили дополнительные пулеметы. А на более поздних модификациях ещё усиливали бронезащиту, вместо пулеметов ставились пушки, а воздушные тормоза для пикирования к 43-му году совсем исчезли.
К 43-му году Ju-87B стали исчезать с Восточного фронта, а эскадры пикирующих бомбардировщиков, которых на начало года осталось четыре, превращаться в штурмовые. В операции «Цитадель» приняли участие три эскадры, в которых было 275 самолетов Ju.87D. На этом история пикировщиков формально была закончена, все эскадры переименовывались в штурмовые (Schlachtgeschwader) и перевооружались на самолеты FW.190. В эскадрах, правда, оставались «Юнкерсы», которыми обычно вооружалась отдельная 10-я противотанковая эскадрилья, но это уже были «чистые» штурмовики Ju.87G, ничего общего, кроме внешнего сходства, не имевшие с пикирующими бомбардировщиками первого периода войны.
Впрочем, в некоторых штурмовых эскадрах «Доры» летали практически до конца войны. Так, летом 1944 года в составе Люфтваффе было еще 291 Ju.87D. Остальные же бомбардировщики Ju.87, ещё не выработавшие ресурс, перешли в ночные группы германских «небесных тихоходов».
Начатая так удачно в Польше карьера «Штуки» быстро закончилась в советском небе. В Красной Армии бомбардировщик получил прозвище «лаптёжник» или «лапотник» за характерные обтекатели стоек шасси. Название намекало не только на внешние признаки, но и отражало пренебрежительное отношение к «Штуке» советских летчиков, которые сбивали «лаптёжники» даже на самых старых моделях советских истребителей.
Значительное численное превосходство советской авиации в воздухе, не давало возможности немецким истребителям прикрыть все свои бомбардировщики, и «Штуки» постоянно становились легкой добычей советских истребителей. Да и зенитчики советские тоже охотно потчевали «Штуки» в незащищенное брюхо. Самолёт, явно пережил своё время, и оно окончательно кончилось для него в небе над Советским Союзом.
И большинство нашло свой конец на земле, дымными кострами догорая на бескрайних русских просторах, с пренебрежительным прозвищем «лаптёжник».
Свежие комментарии