На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • игорь кашин
    Никакой конкретики. Такое впечатление, что автор был пьян: "Оно конечно ежели, хотя однако всё-таки, но если взять к ...Сколько наших люд...

Как воевали истребительные дивизии Красной Армии... без самолётов

Довелось мне для одного сайта написать статью про истребительные бригады и дивизии Красной Армии.

Когда её там опубликовали, я увидел и ахнул. В качестве иллюстрации к статье, была размещена фотография, на которой изображён аэродром с советскими истребителями и улыбающимися летчиками рядом. Понятно, что обычно такими вопросами, как иллюстрации и прочей вспомогательной работой в различных СМИ обычно занимаются люди (обычно молодые), уровень знаний которых во всех областях низок, а уж про военную историю и говорить нечего.

Но в данном случае речь действительно шла про крайне интересные соединения Красной Армии, уникальные по своему составу и назначению, да ещё и вносящие путаницу благодаря своему названию. Даже у людей, интересующихся историй Великой Отечественной войны, и много читающих, при словосочетании «истребительная дивизия» совершенно точно пред взором сразу появятся десятки «Яков» или «МиГов». Однако сие правильно лишь если после «истребительная», следует «авиационная». А были ещё истребительные дивизии и бригады без слова «авиационная». И относились они к общевойсковым соединениям. Назвать их пехотой не совсем правильно, но и греха большого не будет тоже.

Речь про тех, кого называли бронебойщиками, хотя правильнее — истребители танков. То есть вооруженные противотанковыми ружьями. Кстати, в Великую Отечественную были еще и другие истребительные батальоны — это части ополчения, которые к данной теме отношения не имеют.

Вопреки тому, что мы видим в кино, Вермахт не представлял собой сплошную лавину танков, а наоборот, использовал их лишь в составе крупных соединений, то есть не на всех участках фронта. Мало того, и использовали танки в первые годы войны отнюдь не для атак на советские окопы (которых, собственно в 41-м году и не было), а вводили в прорыв, после того, как артиллерия и пехота этот прорыв организует.

А при таком характере боевых действий было важно для РККА иметь в распоряжении командования противотанковые резервы, которые в случае очередного прорыва танковых клиньев, перебрасывать на угрожаемые участки. В идеале для этого нужна противотанковая артиллерия, и лучше самоходная.

Однако только истребительно-противотанковыми артиллерийскими частями РГК в Красной Армии не ограничились, и стали формировать просто истребительные. Начали с батальонов, которые назывались отдельные истребительные батальоны, батальоны истребителей танков или подвижные противотанковые батальоны. Иногда и просто батальон ПТР. Сформировали 293 таких батальона.

Но батальон — это не сила.

16-го апреля 42-го года принимается решение сформировать 25 истребительных бригад, и утверждается их штат. Уже 8-го июня принимается новое решение: 13 бригад расформировывают, а оставшиеся 12 объединяют в четыре истребительных дивизии.

Бригада — это уже сила. В случае прорыва немецких танковых дивизий, к месту прорыва можно было отправить целую бригаду, а то и дивизию. Что, собственно и делали. Так, когда немецкие танки прорывались к окруженной в Сталинграде армии Паулюса, в боях против них принимала участие 20-я истребительная бригада. 3-я истребительная бригада сражалась на Курской Дуге в районе деревни Поныри.

Дивизий же сформировали лишь две, да и то они в полном составе не воевали. Упомянутая выше 3-я бригада входила в состав 2-й истребительной дивизии, бригады которой воевали порознь в разных местах.

Причем не следует думать, что истребительные бригады состояли лишь их бронебойщиков.

В составе бригады было два батальона противотанковых ружей. В каждом по три роты, всего 72 ПТР на батальон. А также в бригаде истребительно-противотанковый артиллерийский полк из восьми отдельных батарей. Всего в полку 16 76-мм и 12 45-мм противотанковых пушек. И ещё 4 37-мм зенитных орудия.

В составе бригады полагалось иметь танковый батальон: 21 танк Т-34 и 11 танков Т-60 или Т-70. Но слово полагался тут ключевое, танки имели не все бригады. Ещё был инженерно-минный батальон и минометный дивизион: 4 120-мм и 8 82-мм минометов. Ну и рота автоматчиков. Всего в бригаде 1795 человек личного состава и 185 грузовых автомобилей. Как видим, народу маловато, но зато вооружена бригада хорошо. Правда, вооружена для борьбы с танками, а вот против пехоты бороться сложнее, есть всего 453 ППШ и 10 ручных пулемётов. Пехоты в Красной Армии хватало, так что при необходимости поддержали бы. Но учитывая, что немецкие танки всегда сопровождались значительным количеством пехоты, странно, что в бригаде так мало даже ручных пулемётов, не говоря уж об отсутствии станковых. Если бы в каждую истребительную роту ввести хотя бы 5-6 ручных пулеметов, а в бригаду — пулемётную роту, то бригада могла бы вести бой без дополнительной поддержки.

Дивизия объединяла три бригады, плюс управление дивизии, рота связи, автомобильная и медико-санитарная роты.

Просуществовали эти соединения не долго, 1-ю истребительную дивизию расформировали в марте, 2-ю — в сентябре 43-го года. Тогда же были расформированы и последние истребительные бригады, которые чаще всего превратили в артиллерийские, то есть вместо истребительных батальонов ввели артполки. И пушек стало больше, да и танки стали нести все более мощную броню, с которой противотанковые ружья уже не справлялись.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх