Маршал Иван Степанович Конев — один из наиболее известных военачальников высшего звена в Великой Отечественной войне.
Как и всем другим, ему пришлось добиться не только крупных побед, но и терпеть неудачи. Так же как в всей Красной Армии в целом.
Подобно большинству маршалов Победы Конев начал военную карьеру в Первую Мировую, но там ему много воевать не пришлось. В Гражданской войне он всё больше комиссарствовал, дошёл до комиссара армии. Из наиболее ярких событий того времени, в которых участвовал Конев — подавление Кронштадтского восстания.
После Гражданской он остается на комиссарских должностях, но затем переходит на военные. В 1934 году уже командует дивизией. Конев командует группой советских войск, введённых в Монголию, но к моменту битва на Халхин-Голле его уже назначали командовать 2-й армией, а затем Забайкальским округом. Перед войной его переводят на Кавказ, командующим Северо-Кавказским округом, где он формирует 19-ю армию. Во главе этой армии Конев и встретил войну. Изначально его армия должна была быть во втором эшелоне Юго-Западного фронта. Но фашисты все планы нарушили, и воевать пришлось Коневу со своей армией под Смоленском. В Смоленском сражении участвовало даже две 19-х армии под командованием Конева. Одна попала в окружение и… Для участия Духовщинской операции 19-й армии передали новые дивизии. Результата в той операции не достигли, армия потеряла около 45 тыс. человек и от неё мало что осталось.
По итогам Смоленского сражения Коневу присвоили звание генерал-полковника и назначили командующим Западным фронтом. Командовал он недолго, фронт, как известно, в результате Вяземской операции был окружён и разгромлен. Далее судьбу Конева мы знаем по мемуарам, есть разные версии о том почему он не был осуждён за поражение, но все они не подтвержденные документально. Фактом является лишь то, что Конев стал сначала заместителем командующего новым Западным фронтом, а затем принял Калининский фронт. Командовал он этим фронтом долго, участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении.
После чего для Конева началась Ржевская битва. В ходе которой его переместили на соседний Западный фронт, но от этого не сильно поменялась ситуация — фронт воевал на том же Ржевском выступе, только, с другой стороны. Все неудачи советских войск под Ржевом никак не отразились на судьбе Конева. Ключевую роль сыграла неудачная Жиздринская операция 16-й армии под командованием генерала Баграмяна. Именно после этой операции Конева сняли с Западного фронта и поручили командовать Северо-Западным.
Конев принял командование фронтом после маршала Тимошенко, которого сняли за неудачные действия его войск в операции «Полярная звезда». Коневу пришлось продолжить наступление на Старую Руссу. Вся операция была к тому времени провалена, но командование не хотелось смириться с неудачей, и продолжало бросать войска в новое безнадёжное наступление. Результатом были лишь новые жертвы, за две недели Старорусской операции фронт потерял более ста тысяч человек.
Как мы видим, кроме наступления под Москвой, всё остальное в биографии Конева в те годы, увы, к победам отнести нельзя. Что и неудивительно, поскольку победы в то время Красная Армия одерживала крайне редко.
Летом 1943 года Конева назначили командующим Степным фронтом. Его фронт принял участие во второй части Курской битвы, в операции «Румянцев». Хотя в целом победу в Курской битве никто у Красной Армии не оспаривает, но советские историки не любили писать про операцию «Румянцев» (Белгородско-Харьковскую наступательную). Причины тому разные: и высокие потери, и не полностью выполненные задачи.
Впрочем, Степной фронт Конева, ставший 2-м Украинским, дальше успешно наступал на Левобережной, а затем и Правобережной Украине. Обычно вспоминают его участие в Корсунь-Шевченковской операции, которую даже называют «вторым Сталинградом» и огромным успехом Красной Армии. Хотя сравнение со Сталинградской битвой уж очень некорректно. Всё-таки большая часть немецких войск из «котла» вырвалась, хотя об этом очень не любят писать. В любом случае после этой операции Конев стал маршалом.
В отличие от 1-го Украинского фронта, который провёл ещё один «третий Сталинград» (Каменец-Подольский), который так же оказался не совсем «Сталинградом» – немецкие войска легко вышли из окружения, 2-й Украинский маршала Конева наступал, не пытаясь усложнять себе жизнь попытками создавать немцам «котлы». В результате Уманско-Ботошанской операции фронт первым вышел на границу Румынии.
Тут правда в биографии Конева есть ещё одна малоизвестная операция, которая в советской историографии даже официального названия не имеет. На западе её именуют первой Ясско-Кишинёвской. Это была попытка 2-го и 3-го Украинских фронтов под командованием Конева и Малиновского сходу освободить Молдавию. Операция оказалась неудачной, кроме потерь ничего не дала. Естественно, что про неё никто и не хочет вспоминать лишний раз.
Продолжать освобождать Молдавию Коневу не пришлось, он возглавил 1-й Украинский фронт, которым и командовал до конца войны. На его счету Львовско-Сандомирская операция, после которой он получил свою первую Золотую Звезду Героя. А дальше Висло-Одерская операция, освобождение Силезии, наступление на Берлин, после чего ещё и удар на Прагу. Летом 45-го Конев получил вторую Золотую Звезду.
Как мы видим, боевой путь Ивана Степановича Конева полностью повторяет путь Красной Армии: сначала череда поражений, которые понемногу сменяются победами. И это ведь вполне естественно. Не может командующий быть непобедимым, если армия проигрывает битвы.
Свежие комментарии