Про ополчение 1812 года написано много всего пафосного, но при этом вопросов остаётся много. Причём часто проводят параллели с годом 1941. При этом делают существенные ошибки в понимании того как формировалось ополчение и в 1812 году, и в 1941-м.
Про 1941 год я писал не раз, давайте же разберёмся с тем, что было в году 1812-м.
Начну с момента морального. Хотя у нас больше пишут про то, как народ рвался на борьбу с захватчиками, но иногда проскакивает информация и о том, что были крестьянские бунты. Надо отдать должное нашим людям, воевать с супостатом они были готовы. Но они требовали гарантий, что после окончания войны вернуться домой, а не останутся в армии. Напомню, служили тогда солдаты почти всю жизнь. В тот период уже срок службы составлял 25 лет, но, разница, не сильно велика.
Поводом же для волнений было Земское ополчение 1807 года, о котором вообще мало кто знает. Дело в том, что из примерно 200 тысяч ратников ополчения 1807 года, 177 тысяч так домой и не вернули, а вместо очередного рекрутского набора оставили в солдатах. Разумеется, такое явление вызывало недоверие и в 1812 году.
Когда говорят про ополчение 1812 года, то, надо понимать, что оно включало в себя несколько разных ополчений.
Во-первых, это набираемое из крестьян собственно Земское ополчение. Система была такая же, как при рекрутских наборах в армию, одного ратника призывали с определённого числа дворов. Именно эта составляющая была самой многочисленной.
Во-вторых, это казачье ополчение. Многие читали, что Донские казаки сформировали дополнительно 25 (иногда пишут 22) полка и отправили их в армию. Понятно, что, если казаки на службе считались всю жизнь (с учётом возраста) и всего в расходе состояло 63 полка Донских казаков, увеличить более чем на треть не так просто. Эти дополнительные Донские полки именовались Донским казачьим ополчением и в них служили ещё не достигшие 20 лет, и те, кому было за 45.
Другие казачьи войска в 1812 году также формировали дополнительные полки, но они не считались ополчением.
А к казачьему ополчению относились Малороссийские казаки — казачьи конные полки, формируемые в Полтавской (9 полков) и Черниговской (6 полков) губерниях. Эти полки формировались из жителей казачьего сословия. В отличие от других частей ополчение (в той же Полтавской губернии формировалось и 5 конных полков Земского ополчения, а в Полтавской земских конных полков было 4), казачьи полки сами обеспечивали себя лошадьми, снаряжением и оружием.
Как-то посредине стоят Украинские казачьи конные полки. Поскольку они вроде как относились к созданному тогда же новому казачьему войску (кстати, в данном случае название означало именно «окраинное», «у края») поскольку все казаки в целом именовались Малороссийскими. Сформированные четыре Украинских казачьих полка в целом тоже проходят как ополчение, хотя и в числе казачьих войск упоминаются. Второе, видимо, правильнее, так как по окончании войны Украинское казачье войско не распускалось, а оставалось на службе.
В-третьих, я бы выделил национальные части, специально сформированные для войны с Наполеоном. Надо сказать, что национальные полки имелись в армии и ранее. Например, четыре крымско-татарских, три калмыцких, два башкирских, тептярский. Они были в составе армии и до Наполеоновского нашествия, оставались и после. Считались они вместе с казачьими войсками, башкиры же и вообще какое-то время имели статус казачьего войска. Однако в 1812 году было массово привлечено значительное число башкир и киргизов (так именовали всех жителей Приуралья и Поволжья), а также мещеряков, тептярей и пр., кои были слишком малочисленны, а потому не так заметны на фоне двадцати тысяч башкир и ещё большего числа киргизов.
Ещё одной составной частью, пусть небольшой, но зато оставившей много воспоминаний, были добровольцы из мещан, купцов и других сословий. Они обмундировывались и вооружались за свой счёт, хотя и весьма условно, в основном средства поступали за счёт пожертвований. Сюда же можно отнести «лесников и объездчиков казенных и частных лесов» с северных (Вологодской и Олонецкой) губерний. А также добровольцев Курляндии, Лифляндии и Эстляндии, в коих ополчение не собиралось.
Ну и в-четвёртых я бы особо выделил отдельные части, создаваемые богатыми людьми за свой счёт. Это московские конные полки графа Дмитриева-Мамонова и графа Салтыкова, пешие полки купца Демидова и князя Гагарина, санкт-петербургские конные полки графа д`Оливейры и барона Бодса. В Твери стрелковый батальон великой княгини Екатерины Павловны, а на Херсонщине конный эскадрон помещика Скаржинского.
Как видите, ополчение 1812 года по своему составу было весьма сложным и тем интересным для изучения.
Свежие комментарии