Этот вопрос задавали, задают, и, видимо, ещё будут задавать долго. До тех пор, пока мы не начнём изучать историю, и перестанем заменять её мифами.
При всей глобальности этого вопроса, ответ на него легко умещается даже в объём небольшой заметки.
В советское время народ верил, или делал вид, что верит, в версию, озвученную товарищем Сталиным. Дескать, наши солдаты были самыми смелыми и умелыми, наши военачальники были самыми талантливыми, наши танки и самолёты были самыми лучшими, и уничтожали мы фашистов в огромном количестве. Если кто не знает, то согласно газете «Красная Звезда», за первые два месяца войны было уничтожено 2 миллиона немецких солдат, 8 тыс. танков и 7 тыс. самолётов. Но все поражения первых лет войны были якобы от того, что фашистов было очень-очень много. Красная Армия фашистов била-била, била-била, душили-душила…
Поскольку сегодня Советский Союз стал одним из этапов нашего прошлого и с товарищем Сталиным можно не соглашаться без вреда для здоровья, давайте просто подумаем.
Если одна армия проигрывает другой в войне, причины бывают следующие:
- одна армия превосходит другую количественно, потому и одерживает победы;
- одна армия превосходит другую по качеству вооружения, что особенно существенно в современной войне, когда качественное превосходство в танках, самолётах и прочем вооружении может оказаться важнее количественного превосходства;
- личный состав, от командования до рядовых бойцов лучше обучен и подготовлен;
- личный состав имеет более высокую мотивацию, морально подготовлен лучше, проще говорю — смелее противника.
Давайте разберёмся со всеми пунктами.
Красная Армия количественно всегда превосходила Вермахт. Даже в самый тяжелый период, осенью 41-го года общее преимущество было на нашей стороне. Все остальные периоды войны у РККА было преимущество в разы: по танкам, самолетам, артиллерии, по количеству дивизий. Советские дивизии были больше немецких. И если в первой половине войны преимущество было незначительно, то с осени 43-го года дивизии Вермахта были по пехоте вдвое меньше советских. Отсутствие в советских дивизиях тяжелой артиллерии или меньшее количество противотанковых пушек, лишь кажущееся, так как они просто были перенесены на другой уровень. В целом же на советскую дивизию приходилось больше артиллерии, чем на немецкую. Это по штатам, а был и реальный состав, и, как показывают документы, в среднем укомплектованность советских дивизий была выше немецких.
Теперь про смелость. Даже обсуждать нечего, любой противник, который с нами воевал, всегда признавал стойкость русского солдата, его готовность к самопожертвованию. Тут и обсуждать нечего.
Что касается качества вооружения, то это вопрос самый сложный для оценок, но, к сожалению, тут приходится признать превосходство немцев. В авиации оно подавляющее, в танках, как не крути, тоже получается, что они лучше. Тем более, всё надо рассматривать в комплексе. И даже реальные преимущества наших танков Т-34 и КВ в чем-то, надо оценивать с учетом надежности их механизмов, качества прицелов, надежности связи. Что толку от того, что немецкие противотанковые пушки не брали броню КВ, если немцы оперативно вызывали авиацию, и она наши танки уничтожала. При численном преимуществе в танках, мы же все-таки проигрывали им все сражения: и битву под Дубно, и под Лепелем.
Думаю, в том, что немецкая техника всегда была очень высокого качества, согласятся многие.
И теперь, что касается уровня подготовки. Не хочется касаться больного вопроса про наших военачальников, но напомню, что Будённого, Ворошилова, Тимошенко, Кулика, Мехлиса, то есть тех, кто готовил нашу армию к войне, в конце концов просто убрали подальше от непосредственного руководства. Кого на почетные, но номинальные должности, как Будённого и Ворошилова, а кого ещё и понизили, как Кулика. Да и образования у большинства военачальников не было, порой даже среднего. Конечно, наша земля всегда была богата самородками, но всё же.
Что касается рядового состава, то тут совсем грустно получается. В ходе войны о какой-то подготовке дивизий и речи не было. Как легко увидеть, изучая их боевой путь, даже в 42-м году в лучшем случае дивизию в бой бросали через месяц после формирования. В 41-м же время, между тем как людей собрали, одели и вооружили, и они пошли в бой, определялось лишь временем пути на фронт.
Что касается предвоенной подготовки, то мирное время были всегда нашим слабым местом. Ещё со времён Петра Великого. Наверное, многие ещё застали советское время, и могут вспомнить, как офицеры «преподавали», кое-как читая текст по бумажке. Анекдоты про них не выдумывались, а брались из реальности. Суди по тому, что мы знаем, в 30-е годы было, как минимум, не лучше.
Делаем выводы.
Побеждать регулярно немцев начали в 43-м году, когда у нашей армии появился опыт, за который заплатили огромной кровью. К этому добавилось огромное численное преимущество, поскольку немцы уже не могли восполнить понесённые потери, а Красная Армию продолжала расти.
Получается, что все беды 41-го года, да и 42-го от неумения воевать. Неумения на всех уровнях, но коли рядовой солдат не обучен, то в том вина командиров, от комвзвода до Главкома. Ну и к этому надо добавить техническую неготовность. Танков и самолётов много, но, видимо, не хватало многого другого.
Больше и добавить нечего.
Свежие комментарии