О сотрудничестве между Советским Союзом и Германией в 20-30-е годы сейчас уже не знает только ленивый. «Закованная» в рамки Версальского договора Германия не могла разрабатывать и производить вооружение и военную технику.
Но поскольку, в любом случае, создание оружия — это не только вопросы обороны страны, но и огромные прибыли, особенно если речь идёт про отличное немецкое оружие, то ограничения тут бесполезны. Кто же откажется от прибыли? Потому немецкие специалисты переместились за рубеж: в Голландию, Швецию, Швейцарию, Италию, где им были рады, и имелась какая-никакая промышленность. Некоторые, как Фоккер, так и не вернулись, другие, в результате, создали для Вермахта вооружение, которое потом проявило себя во Второй Мировой войне.
Это широко известно и Америку тут я не открываю. Так же как известно и то, что многие образцы немецкого вооружения испытывались в СССР, что принесло пользу не только Германии, но и оказало огромное влияние на разработку советского оружия.
Некоторые советские образцы разрабатывались в Германии или приглашенными в Советский Союз немецкими конструкторами именно для Красной Армии, что тоже известно.
Я бы хотел обратить внимание на то, что было сразу несколько образцов вооружения, которые были созданы по заказу Советского Союза, оплачены, но потом в Красной Армии не использовались, зато позже приняты на вооружение Вермахта и впоследствии широко применялись во Второй Мировой войне.
Начнём с самой массовой боевой бронемашины Вермахта — штурмового орудия Sturmgeschütz III (StuG III). Кто не знает, это на самом деле сокращенное название, а полностью сия машина называется Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37. Немецкие штурмовые орудия известны всем, кто хоть немного интересовался бронетехникой Вермахта, история их создания и применения описана многократно.
Но я бы хотел обратить внимание, что в 1931 году руководства Управления механизации и моторизации Красной Армии заказало у немецкой фирмы Daimler-Benz разработку опытного образца самоходно-артиллерийской установки с 76-мм пушкой, массой 9-12 тонн и экипажем из четырёх человек.
Немецкой стороне было передано два эскизных проекта подобной установки. Судя по имеющимся данным (сам не видел) эти эскизы были поразительно похожи на установку СУ-1, которая появилась чуть позже.
Самоходная установка СУ-1 на шасси танка Т-26.
Но немцы решили доработать советский проект и в результате предложили свой собственный вариант, который не вписывался в пожелания советской стороны. А главное, запросили втрое большую сумму за внедрение этой модели. В результате не договорились.
А в 1936 году та же фирма по заказу Вермахта в невероятно короткие сроки «разработала» проект штурмового орудия, которое затем и стало знаменитым «штугом» (StuG III).
В 1932 году Управление механизации и моторизации Красной Армии (УММ РККА) заказало той же фирме Daimler-Benz разработку 12-то тонного тягача для буксировки тяжелых артиллерийских систем. Тягач был создан, но почему-то советскую сторону опять не удовлетворил. Почему тягач так и не был принят на вооружение РККА я не нашел, но, есть подозрение, что дело опять же в цене.
Техника у немцев отличная, но уж больно сложная и дорогая.
Работа немецких инженеров не пропала даром, поскольку в 1934 году этот тягач приняли на вооружение Вермахта под названием Schwerer Zugkraftwagen 12 t или его ещё часто указывают по сквозной нумерации машин в немецкой армии Sd.Kfz.8.
Система вооружений РККА 1930 года предусматривала создание дивизионных мортир калибра 152 мм. Такие орудия были разработаны заводом «Красный путиловец» и немецкой фирмой Rheinmetall AG. На вооружение Красной Армии было принято немецкое орудие под названием 152-мм мортира обр. 1931 г., хотя часто встречается название 152-мм мортира НМ.
Было изготовлено 128 мортир (ещё 8 было поставлено из Германии). Орудие было сложное в производстве, и, главное, сами военные постоянно меняли свои взгляды на использование таких орудий. Потому в 1936 году производство прекращено.
В Германии же данному орудию нашлось место в полковой артиллерии, и, принятое на вооружение как 15 cm schweres Infanterie Geschütz 33 (15 cm sIG 33), разумеется с немецким калибром 149,1 мм, оно успешно применялось в ходе всей Второй Мировой войны.
Немцы разработали и ряд самоходных установок с этим орудием. Что интересно, но и в СССР мортиру хотели поставить на шасси танка Т-26. Собственно, не только хотели, но и поставили. Называлась эта самоходка СУ-5-3, но изготовили лишь опытный образец.
Одновременно с мортирой фирма Rheinmetall AG разработала для Красной Армии и тяжелую гаубицу, которую приняли на вооружение под названием 152-мм гаубица обр. 1931 г. или встречалось название 152-мм гаубица НГ.
Мотовилихинский завод бодро взялся за производство орудия, но за три года выпуск составил лишь восемь единиц, на чем и прекратили мучения. Орудие оказалось слишком сложным для освоения в производстве.
Немцев сложности пугали мало, поэтому свой вариант гаубицы они еще больше утяжелили и усложнили, с соответствующим улучшением характеристик. В результате получили целое семейство отличных орудий.
Тяжелая гаубица 15 cm sFH 18.
Кстати, подобные примеры были не только в СССР, но и в Российской империи. Россия объявила конкурс на разработку 9-дюймовой (229-мм) мортиры. Свои образцы представили фирмы Шнейдер и Крупп. Дальше история была темная, уважаемый А.Широкорад утверждает, что французская фирма орудие просто не смогла создать, и потому вообще отказались от 9-дюймовых мортир. Другой автор В. Шунков утверждает, что французскую мортиру как раз создали, но не пишет причин, почему её не приняли на вооружение. Шунков, конечно, не прав, но и Широкорад немного ошибается. Поскольку в каталоге продукции Шнейдер есть и ещё более ранее орудие того же калибра, но созданное для бельгийской армии. Но в любом случае в русской армии орудие на вооружение не приняли, зато во французской оно пришлось очень кстати и успешно воевало как Mortier 220 mm mle 1916.
Словом, ситуаций, когда денежки тю-тю, а результата ноль, в нашей истории хватает. Я ещё и не все вспомнил.
Свежие комментарии