На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • игорь кашин
    Никакой конкретики. Такое впечатление, что автор был пьян: "Оно конечно ежели, хотя однако всё-таки, но если взять к ...Сколько наших люд...

Штурм Сапун-горы глазами художника и историка

Этим летом мы отдыхали в Крыму рядом с Севастополем, что дало возможность посмотреть те достопримечательности, которых ещё не видели. Доехали-таки до Сапун-горы.

Зрелище с вершины открывается поразительной красоты . Вид настолько … даже слов не подобрать… просто необъятная ширь и даль! Которую, к сожалению, не запечатлеть никаким фотоаппаратом.

Что касается этого места, как достопримечательности исторической, то не могу сказать ничего особо хорошего. Можно посмотреть на выставку военной техники, особенно немецкой.

Просмотр же самого музея, на мой взгляд, имеет самой большой недостаток в том, что приходится слушать экскурсовода. Рассказ этот мог бы произвести впечатление на пионеров советских времён. Сегодня же, для любого человека, хоть немного увлекающегося историей войны, он вызывает только недоумение и ощущение потраченного времени, за не очень маленькую сумму.

Сама диорама, хоть она и самая большая в мире, никакого впечатления не производит. Особенно, если туда поехать, побывав на панораме «Оборона Севастополя». И самое главное, что с точки зрения изображенного на ней, вся эта картина вообще вызывает массу вопросов. Вроде бы, художник должен был изобразить на картине то, как примерно всё выглядело во время штурма. Но то, что нам показывают, больше соответствует временам Бородинской или Полтавской битвы, когда армии сходились на небольшом поле, и шли друг на друга колоннами в штыки.

Пройдясь по самой горе, было интересно понять, какие силы тут могли занимать оборону. По моим прикидкам там мог сидеть в обороне батальон, ну а с учетом того, что к тому времени у немцев полки были в лучшем случае размером с батальон, стало быть полк. Ну и по артиллерии: полтора десятка орудий на прямую наводку и дивизион гаубиц для огневой поддержки.

Во-первых, туда больше не влезет, во-вторых, ясно, что у немцев больше и не было возможности выделить.

Но это то, что можно было сказать, стоя на вершине Сапун-горы.

Вернувшись домой, разумеется, я решил более глубоко изучить этот вопрос.

Для начала немного цитат из советских времен, до сих пор тиражируемых:

Многоярусные укрепления Сапун-горы штурмовали части 63-го стрелкового корпуса Кошевого и 11-го гвардейского стрелкового корпуса Рождественского. Бой был крайне упорным. Советским воинам приходилось буквально вгрызаться в оборону врага, сходиться с немцами в рукопашной. Траншеи переходили из рук в руки. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Девять часов шла яростная схватка. В итоге немецкий 5-й армейский корпус не выдержал. Захват Сапун-горы и всей гряды предрешил развал системы обороны немецкой армии и освобождение Севастополя

То есть, возникаете ощущение, что гору удерживал 5-й немецкий корпус. Впечатляет, видимо!

Группировка противника под Севастополем состояла из восьми дивизий 49-го и 5-го армейских корпусов 17-й армии. Общая их численность составляла более 72 тыс. солдат и офицеров, 3414 орудий и минометов, 50 танков и штурмовых орудий. На первом оборонительном рубеже находилось 70% сил и средств, что обеспечивало наличие до 2000 человек и 65 орудий и минометов на 1 км фронта в районах сосредоточения основных усилий.

Сразу для справки. Танки автору приснились, к тому времени оставалось только 11 штурмовых орудий, да и у немцев танков в Крыму не было совсем. Было у румын два десятка танков, не имеющих практически никакой боевой ценности для 1944-го года. Реально немцы имели в Крыму пять пехотных дивизий, которые к тому времени потеряли не менее половины своего, и так неполного состава. И к тому времени лишь четыре были кое-как пополнены всяким тыловым людом. Ещё было семь румынских дивизий, которые и вообще-то мало на что годились. А после понесенных потерь в первых боях у Перекопа и на Керченском полуострове, их вообще стоило учитывать с большой оговоркой.

На самой горе имелось 27 ДЗОТов и 36 ДОТов, что немало.

Оборону на этой, ключевой позиции, держал не 5-й армейский корпус Вермахта, хотя это была его зона обороны. И даже не 73-я пехотная дивизия, точнее не дивизия целиком. Как легко увидеть на немецкой карте, 73-я дивизия держала оборону не только на Сапун-горе, но и до самого берега, до Балаклавы. Я помощь ей была боевая группа 3-й румынской горной дивизии. Соседом слева была боевая группа 111-й пехотной дивизии, проще говоря остатки этого соединения: на 21-е апреля боевой состав дивизии насчитывал 1380 человек.

Это немецкая карта. Зеленой стрелкой я указал положение Сапун-горы.

К началу боев, 73-я пехотная дивизия (после доукомплектования), имела в своем составе 6298 человек. На вооружении 236 пулемётов, 26 миномётов, 17 75-мм противотанковых пушек, 12 20-мм зенитных орудий, 2 75-мм пехотных орудия, 8 105-мм и 1 150-мм гаубицу, 6 75-мм пушек иностранных образцов, 9 155-мм французских пушек.

Для справки: на 6-е мая 1944 года в большинстве советских дивизий оставалось от 3500 до 4500 человек. Лишь на главных направлениях, в 13-м гвардейском и 10-м стрелковых, 3-м горнострелковом корпусах численность дивизий составляла 5500-7500 человек. Но в советских войсках корпусов было больше, чем у немцев сильно потрепанных дивизий. И это ведь уже после начала боев за Севастополь, после довольно внушительных потерь. Для наступления ещё оставалось 5541 орудий и минометов, 340 танков и САУ.

Подавляющее преимущество в авиации было изначально. К началу наступления 4-я и 8-я воздушные армии и авиация Черноморского флота имели 1456 машин, в том числе 683 истребителя и 382 штурмовика. Немецкая авиация в Крыму насчитывала 48 истребителей и 88 штурмовиков. Кстати, всего за операцию мы потеряли примерно 450 самолетов: 242 сбито в боях и до сотни составили небоевые потери в воздушных армиях, 71 самолёт потерял флот, и 20 самолетов Дальняя авиация. Немцы потеряли около сотни машин, причем в это число входит и всевозможная вспомогательная авиация, в первую очередь транспортная.

Советская карта. Положение войск 4 УкрФ к 7.00 7.5.44 г. Сапун-гора опять же отмечена зеленой стрелкой.

Взять Сапун-гору, и прилегающие к ней немецкие позиции, пытались довольно долго.

Наступление непосредственно на Севастополь советские войска начали 23-го апреля. Штурмовать Сапун-гору должны были войска Отдельной Приморской армии. Непосредственно эта задача была возложена на 63-ю танковую бригаду. Наступать танкистам пришлось по узкой, хорошо простреливаемой долине. Немецкие позиции даже не были толком разведаны, артиллерийская подготовка велась по площадям, и привела лишь к расходу снарядов. Несмотря на потери, отступать командиру бригады не разрешили, требуя «любой ценой, не считаясь ни с чем, продвигаться вперед – выйти на гребень». Наступали, пока не кончились танки. Большие потери понесла и наступавшая 77-я стрелковая дивизия, которая так же не могла продвинуться.

С другого направления на Сапун-гору в это время наступал 19-й танковый корпус, обходя немецкие позиции с юга. И столь же безрезультатно. На 23-е апреля корпус имел 70 танков и 28 САУ, на 24-е апреля — 58 танков и 26 САУ, на 25-е апреля осталось 44 танка и 16 САУ. Танки действовали в отрыве от пехоты, взаимодействия между родами войск налажено не было: пехота действовала сама по себе, танкисты сами, артиллерия била куда-то, авиация так же штурмовала то, что им понравилось. А немцам все эти метания были видны сверху как на ладони, и они расстреливали советские танки и из противотанковых пушек, и из имевшихся в изобилии реактивных противотанковых гранатомётов.

Два дня попыток прорвать немецкую оборону ни к чему не привели. Начали готовить новое наступление, проводить разведку, немецкие позиции обрабатывала крупнокалиберная артиллерия. Только за два дня 315-й артиллерийский дивизион особой мощности выпустил 160 снарядов из 280-мм мортир, уничтожив шесть ДЗОТов. Действия 63-го стрелкового корпуса, который штурмовал Сапун-гору поддерживали 715 орудий, что давало плотность 204,7 ствола на 1 км фронта. Так же в полосе наступления было три бригады и восемь дивизионов реактивной артиллерии.

Штурм Сапун-горы частями 51-й армии. 8 мая 1944 г.

7-го мая части 63-го стрелкового корпуса врываются на Сапун-гору и овладевают ею. Немецкая 73-я дивизия под угрозой окружения отступает, дорога на Севастополь открыта. Потери при этом штурме оказались не велики. В четырех дивизиях корпуса за 7-е мая погибло 308 и ранено 1092 человека. Видимо, столь невысокий уровень потерь связан с успешной работой артиллерии и авиации. О чём упоминают и немецкие источники. По рассказам самих немцев, их оборона просто была задавлена мощнейшим артиллерийским огнем. По данным штаба 8-й воздушной армии на немецкие позиции в районе Сапун-горы сброшено 236 тонн бомб, за день совершено 2 105 самолето-вылетов. Три группы штурмовиков практически непрерывно работали по немецким огневым точкам. Указывается, что количество штурмовиков доходило до 24-30 Ил-2. Суда по всему, на высоте должен был быть сплошной ад из огня.

Представить себя, что по этой площади наносили удары несколько сотен орудий, два десятка штурмовиков, уже страшно… А залп бригады «Катюш», это каково? Да там и муравьев живых не должно было остаться.

Вот собственно то, что можно добавить про непосредственно штурм Сапун-горы.

Всё вышенаписанное показывает, что боевые действия отличались от того, как их захотел увидеть художник. Впрочем, моей целью совсем не было как-то обидеть художника, он же имеет право на вымысел. Мне было интересно разобраться в происходивших на Сапун-горе событиях. Надеюсь, вам было интересно почитать результаты моих «разборок».

Картина дня

наверх