На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • игорь кашин
    Никакой конкретики. Такое впечатление, что автор был пьян: "Оно конечно ежели, хотя однако всё-таки, но если взять к ...Сколько наших люд...

Фильм «Торпедоносцы» глазами историка

Говорить о том, какой это замечательный фильм не буду — все и так знают.

Я бы подчеркнул вот что: в этом фильме показана уникальность такой военной профессии, как лётчики дальней авиации. В данном случае — это авиация морская.

Их война совсем не похожа на войну пехотинцев, танкистов, да и других лётчиков: истребителей, штурмовиков.

И в фильме именно это хорошо показано. Герои фильма живут дома, с семьями и всеми проблемами мирной жизни: бытовыми, семейными. И всё это настоящая мирная жизнь, как будто нет никакой войны или она где-то очень далеко. А эта война и правда далеко, до неё надо лететь сотни километров.

На войну пилоты минно-торпедного авиаполка отправляются почти так же, как и в мирное время все ходят на работу. Единственное, с этой работы не всегда возвращаются. Они могут сгореть живьём, упасть с огромной высоты из-за нераскрывшегося парашюта. А может парашют и раскрыться, но упавший в море пилот даже в теплых странах живёт недолго. А у них под крылом Арктика. Такая вот работа.

Конечно, фильм такой даёт повод поговорить про советскую морскую авиацию, о которой известно незаслуженно мало.

А мы ведь были первыми…

Так уж сложилось, что самая неизвестная из войн для нас — это Первая Мировая. А жаль, потому что было в ней немало всего, чем можно нам гордиться.

И, если ближе к теме, то это морские самолёты Дмитрия Григоровича. У нас как-то больше знают его родственника писателя Григоровича. Самолёт Григоровича М-1 стал первой в мире летающей лодкой. По этой же схеме с тех пор строят все аналогичные самолёты. Григорович создал первый в мире гидросамолёт-истребитель, и, что ближе к нашей теме, первый специализированный самолёт-торпедоносец.

Морские самолеты Григоровича в то время были признаны лучшими в мире.

В русской морской авиации были много имен, о которых можно рассказать, но в этой заметке места не хватит. Я упомяну лишь одного, Александра Прокофьева. Его знали все советские школьники, читавшие «Повесть о настоящем человеке», где Прокофьев представлен как поручик Карпович. Он действительно летал без ноги. Правда, был не первым таким летчиком — до него без ноги взлетел другой русский пилот. Многие его биографы пишут, что он создал морскую авиацию Балтийского флота. Может это и преувеличение, но его вклад в развитие морской авиации огромен. Но наша страна лишилась многих талантливых людей, в их числе и Александр Прокофьев, которому суждено было стать не русским, а американским авиаконструктором.

Создать свой торпедоносец

Как я уже написал, первый специализированный торпедоносец был построен Григоровичем. Впрочем, он так и остался в единственном экземпляре. Время в России тогда было смутное, много что не состоялось. Григорович, вынужденный остаться на Родине, продолжал трудиться над морскими самолётами.

Были созданы очень интересные образцы, в первую очередь именно для морской авиации. В том числе и очень интересные, во многом обгоняющие свое время торпедоносцы. По классификации того времени они именовались морскими миноносцами.

К сожалению, все разработки Д. Григоровича в морской авиации так и не были реализованы. Чья тут вина: военных, которые не знали, что хотят, конкурентов, вставляющих палки в колеса, или сами проекты самолётов никуда не годились, сейчас сказать сложно. Скорее всего всё вместе. Мог ли талантливый конструктор разучиться работать? Вполне, ведь такие советские методы научной работы, как «шарашка» отнюдь не стимулировали творческую мысль. А Дмитрий Павлович много лет провёл за решёткой, пусть и не в лагере, а в тюремном КБ.

Кроме Григоровича торпедоносец пытались создать и в КБ Туполева. Он получил название Т-1 («торпедоносец-первый»), в КБ проходил под индексом АНТ-41. Самолёт разрабатывали под одну или две торпеды, причем размещаться они должны были внутри фюзеляжа. Но Т-1 потерпел аварию на испытаниях и как-то потом все работы затихли. Точной причины, почему этот самолёт так и не довели до серийного выпуска, никто не нашёл.

В результате к началу Второй Мировой войны советская морская авиация осталась бы без торпедоносцев, но решение нашли. Уже с 1938 года стали поступать на вооружение торпедоносцы ДБ-3Т, которые позже сменили на Ил-4Т. Его можно видеть в фильме «Торпедоносцы» и это, кстати, настоящий самолёт, а не макет. Правда летать на нём было нельзя.

Сказать, что Ил-4Т был плохой самолёт нельзя, но все-таки создавался он в совершенно ином качестве и его роль, как дальнего бомбардировщика, была почти во многом противоположна работе самолёта-торпедоносца. Конечно, переделка в торпедоносец заключалась не только в подвеске под фюзеляжем торпеды, но всё-таки самолёт оставался не полноценной машиной, и почти импровизацией. Что и потребовало его замены, и она нашлась.

Лучший советский торпедоносец

Хочу напомнить ещё один фильм, где работает морская авиация — «Два капитана». Саня Григорьев тоже служил в торпедоносной авиации. А на чем он летал? На Ил-4Т? Нет, и в фильме его самолёт показан: и настоящий на земле, и, в виде модели, в полёте.

Это американский штурмовик Douglas A-20G. В СССР его именовали «Бостоном», но использовали не как штурмовик, а как фронтовой бомбардировщик. Этот же самолёт переделывался и в торпедоносец — торпеду укрепляли на внешней подвеске. Иногда самолет брал и две торпеды, но лишь при полетах на небольшую дальность.

С января 1943 года «Бостоны» поступили на вооружение 35-го полка Черноморского флота, летом их принял 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк Северного флота. Так же ими вооружили 51-й авиаполк Балтийского флота. К концу войны «Бостоны» стали основным советским торпедоносцем. Всего за время войны авиация ВМФ получила 637 A-20 в варианте торпедоносца. Кстати в морской авиации A-20G прослужили аж до 1953 года. Прозвище у самолёта было «жучок» от русскоязычного обозначения А-20ж.

Вообще «Бостон» летчики любили, и не только советские — он имелся на вооружении многих стран, и самолёт был действительно удачным.

Советские торпедоносцы A-20G «Бостон» 51-го минно-торпедного авиаполка в небе над Берлином 28-го мая 1945 года. Чуть ниже самолет можно разглядеть Рейхстаг.

Картина дня

наверх