Очень интересный вопрос от одной из моих постоянных читательниц.
Для начала, надо понимать, что шансов победить у Вермахта, при нападении на СССР 22-го июня 1941 года не было. Такой сложился на тот момент расклад сил. И немцы выбрали самую неудачную для себя дату, при которой весь их «Блицкриг» был заранее обречён, что и произошло всего лишь через месяц.
Возможно, при выборе другой даты, шансы появлялись, но это уже слишком сложно для серьёзного анализа. Об этом я уже несколько раз писал, и если кому-то интересно, то можно поискать среди публикаций на моём канале.
Сейчас бы я хотел обратить внимание на совершенно другой аспект.
Очень многие историки считают, что Гитлер сделал огромную ошибку, не привлекая на свою сторону граждан СССР под лозунгом борьбы с большевизмом. То есть вместо того, чтобы двигать на Москву и Ленинград Вермахт, надо было спровоцировать в Советском Союзе гражданскую войну.
Вопрос это интересный, но тут есть некоторые моменты, которые не очень стыкуются.
Скорее всего, собрать достаточно сильную армию под лозунгом антибольшевистской (или антисталинской, что не одно и тоже) борьбы, немцам бы удалось. Примерно к весне 1942 года. Не ранее, потому что для этого надо было сначала захватить в плен достаточно людей, а затем бы потребовалось время на сколачивание армии.
В том, что набрать достаточно много народу среди пленных, мне кажется, сомнений нет.
Изучая биографии тех, кто воевал на стороне Гитлера, я обратил внимание на один интересный факт. Среди них очень мало людей, у которых был личный и понятный повод ненавидеть советскую власть. Как правило все они, до попадания в плен, храбро сражались, и не случись этого самого плена, так бы и воевали в Красной Армии.
Достаточно биографию того же Власова посмотреть. В 1941 году — это один из самых успешных военачальников, быстро делающий карьеру. Никто бы и предположить не мог, что он перейдёт на сторону врага. Но получается, что и многие рядовые бойцы, и даже генералы, оказавшись в плену, вдруг соглашались воевать на стороне немцев. Причем чаще всего это был не страх оставаться в концлагере, а именно идеологические причины.
Конечно, тут сильно помог приказ № 270 за подписью Сталина от 16-го августа 1941 года, в котором все сдавшиеся в плен объявлялись предателями. А уж что такое репрессии, каково попасть под каток НКВД, люди в то время знали хорошо.
Немцы с начала и до конца войны не доверяли всем советским коллаборационистам, особенно из русских.
А если бы наоборот? Пообещали, что Россия останется независимым государством, но без большевиков. Никаких разговоров про уничтожение Ленинграда и Москвы, никакого объявления славян низшей расой.
В ходе войны на сторону немцев, по самым минимальным оценкам перешло 1,2 миллиона советских граждан, причем более половины — националисты: украинские, белорусские, прибалтийские, кавказские. Даже трудно представить, сколько бы народу стало на сторону немцев, в варианте гражданской войны, при которой немцы и дали бы обещание оставить Россию независимой?
Кстати, на мой взгляд, война была бы даже страшнее Гражданской войны 1918-1923 годов. Причём и в Красной Армии бы сражались упорно с лозунгами «За Родину! За Сталина!», и с другой стороны тоже. И сказать однозначно, чем бы такое противостояние закончилось, крайне трудно.
Но и нет смысла моделировать подобную ситуацию. Просто потому, что руководство Третьего Рейха никогда бы на такое не пошло.
Во-первых, надо помнить, что гитлеровская Германия была построена на определённой идеологии, нарушить которую было нельзя. И признать русских расой, равной себе, с правом создания собственного независимого государства, едва ли было возможно.
Но самый главный аспект такой ситуации, как мне кажется, большинство историков, рассматривающих данную тему, упускают.
Давайте допустим, что немцы каким-то образом решат пойти на создание Русской армии в том варианте, который предлагал Власов и некоторые другие. Допустим, что с немецкой помощью, некая Русская армия победит Красную Армию, будет свергнута советская власть и создана некая новая Россия, по тем проектам, которые предлагались.
Немцам с этого какая радость?
Скорее всего, русская армия, объединившись с остальными странами (уж некой некоммунистической России будет легче найти общий язык с Рузвельтом и Черчиллем), не только выкинет Вермахт со советской территории, но и разгромит Третий Рейх. Мне именно такой расклад кажется наиболее вероятным.
И получается, куда не кинь — всюду клин. Это я про Гитлера.
Если у вас есть вопросы, то пишите на почту nwt@nweb.su
Обязательно постараюсь ответить.
Свежие комментарии